патент
№ RU 2695516
МПК G01M9/00

НАГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ ТЕПЛОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ВНЕШНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ОТСЕКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Авторы:
Афанасьев Владимир Николаевич Власов Николай Анатольевич Хорошильцев Алексей Владимирович
Все (9)
Номер заявки
2018136115
Дата подачи заявки
12.10.2018
Опубликовано
23.07.2019
Страна
RU
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Чертежи 
1
Реферат

Изобретение относится к испытательной технике, определяющей тепловую стойкость конструкций изделия, в частности для имитации нагрева внешней поверхности отсека летательного аппарата (ЛА). Нагреватель для тепловых испытаний внешней поверхности отсека летательного аппарата (ЛА) содержит каркас, нагревательные элементы, токоподводящие шины. Каркас выполнен в виде цилиндра с независимыми, изолированными друг от друга секциями, имитирующими зоны прогрева отсека ЛА, на внешней поверхности которого установлены отражающие экраны, а в верхней его части установлена крышка. Нагревательные элементы представляют собой лампы, цоколи которых выполнены в виде гармошки. Крышка гладко отполирована с внутренней стороны и представляет собой диск цилиндрической формы. Технический результат - повышение точности и достоверности результатов тепловых испытаний ЛА любой конфигурации, при этом уменьшив температуру отсека ЛА во время испытания без применения дополнительных охлаждающих средств. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения

1. Нагреватель для тепловых испытаний внешней поверхности отсека летательного аппарата (ЛА), содержащий каркас, нагревательные элементы, токоподводящие шины, отличающийся тем, что каркас выполнен в виде цилиндра с независимыми, изолированными друг от друга секциями, создающими зоны прогрева отсека ЛА, на внешней поверхности которого установлены отражающие экраны, а в верхней его части установлена крышка.

2. Нагреватель по п. 1, отличающийся тем, что нагревательные элементы представляют собой лампы, цоколи которых выполнены в виде гармошки.

3. Нагреватель по п. 1, отличающийся тем, что отражающие экраны представляют собой сегменты цилиндрической формы.

4. Нагреватель по пп. 1, 3, отличающийся тем, что отражающие экраны гладко отполированы с внутренней стороны.

5. Нагреватель по п. 1, отличающийся тем, что крышка представляет собой диск цилиндрической формы.

6. Нагреватель по пп. 1, 5, отличающийся тем, что крышка гладко отполирована с внутренней стороны.

Описание

[1]

Изобретение относится к испытательной технике, определяющей тепловую стойкость конструкций изделия, в частности для имитации нагрева внешней поверхности отсека летательного аппарата (ЛА).

[2]

На сегодняшний день известно множество методов и способов для тепловых испытаний отсеков ЛА. Одним из таких является нагрев радиационным способом. При этом нагреватель состоит из каркаса с несколькими зонами нагрева, обеспечивающие необходимое распределение температурного поля по высоте испытываемого отсека (Статистические испытания на прочность сверхзвуковых самолетов. /А.Н. Баранов [и др.]. М.Машиностроение, 1974, 344 с). Однако, данная установка имеет ряд существенных недостатков: наличие погрешности измерения температурного поля и низкий КПД вследствие больших потерь тепла излучением и конвекцией в окружающую среду.

[3]

Известен нагреватель для стенда испытаний на прочность (RU 2548617 C1, дата публикации 20.04.2015), содержащий каркас, нагревательные элементы, токоподводящие шины, в котором нагрев осуществляется засчет подводимого тока, при этом требуется контакт с наружной поверхностью отсека. Однако, нагрев испытываемого отсека ограничен температурой плавления материала из-за непосредственно контакта нагревателя с отсеком. Также данный нагреватель проектируется под конкретный отсек испытаний, что исключает его применение для отсеков различной конфигурации.

[4]

Наиболее близким по технической сущности является нагреватель, описанный в «Способе теплового нагружения обтекателей ракет из неметаллических материалов» (RU 2456568 С1) содержащий каркас, нагревательные элементы, токоподводящие шины, в котором нагрев осуществляется за счет подводимого тока. Недостатком данного устройства является разнотолщинность каркаса. Каркас, обеспечивающий непосредственный контакт поверхностного нагревательного элемента с испытываемым отсеком, разбитый на секторы, в верхней части прилегает к носовой части отсека и выполнен с большей толщиной, из-за которой увеличивается инерционность данного участка нагревателя.

[5]

Проанализировав вышеуказанные разработки, а также методы и способы тепловых испытаний, используемых для ЛА, был спроектирован данный нагреватель.

[6]

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение точности и достоверности результатов тепловых испытаний отсеков ЛА любой конфигурации.

[7]

Указанный технический результат достигается тем, что нагреватель для тепловых испытаний внешней поверхности отсека летательного аппарата (ЛА), содержит каркас, нагревательные элементы, токоподводящие шины, при этом каркас выполнен в виде цилиндра с независимыми, изолированными друг от друга секциями, создающими зоны прогрева отсека ЛА, на внешней поверхности которого установлены отражающие экраны, а в верхней его части установлена крышка.

[8]

Для уменьшения величины погрешности задания температурного поля расстояние от отсека до излучающей поверхности нагревателя устанавливается таким образом, чтобы избежать неравномерности поля излучения вследствие дискретности расположения ламп, а также избежать уменьшения плотности потока излучения не более 10%, при этом нагреватель выполнен в виде цилиндра для расширения номенклатуры испытываемых отсеков.

[9]

В качестве нагревательных элементов могут быть использованы лампы. В частном варианте реализации предлагаемого технического решения используют лампы, цоколи которых выполнены в виде гармошки.

[10]

Отражающие экраны представляют собой сегменты цилиндрической формы, которые могут быть гладко отполированы с внутренней стороны.

[11]

Крышка представляет собой диск цилиндрической формы, при этом крышка может быть гладко отполирована с внутренней стороны.

[12]

Предлагаемое техническое решение показано на чертежах.

[13]

На прилагаемых к описанию чертежах представлено следующее.

[14]

Фигура 1 - нагреватель для тепловых испытаний внешней поверхности отсека летательного аппарата;

[15]

Фигура 2 - лампа.

[16]

На представленных фигурах показаны следующие элементы:

[17]

1 - каркас,

[18]

2 - кольцевые токоподводящие шины,

[19]

3 - нагревательные элементы - лампы,

[20]

4 - цоколи ламп,

[21]

5 - отражающие экраны,

[22]

6 - цилиндрическая крышка,

[23]

7 - «лапы»,

[24]

8 - рым-болты.

[25]

Сущность изобретения: нагреватель для внешней поверхности отсека, в котором нагрев осуществляется путем подведения тока на нагревательные элементы, состоит из каркаса (1), к которому через изолирующие приспособления крепятся кольцевые токоподводящие шины (2) соответствующей полярности, на которых закреплены нагревательные элементы - лампы (3), при этом цоколи ламп (4) выполнены в виде «гармошки» из тугоплавкого материала. Конструкция цоколей ламп (4) в виде «гармошки» устраняет вероятность разрушения ламп (3) за счет тепловых деформаций колбы и позволяет повысить надежность работы ламп (3). Конструкция нагревателя образует независимые, изолированные друг от друга секции, создающие зоны нагрева отсека ЛА. При этом с внешней стороны каркаса устанавливаются отражающие экраны (5), представляющие собой сегменты цилиндрической формы, гладко отполированные с внутренней стороны для максимально лучшего отражения теплового потока. С целью устранения деформаций в процессе нагрева, отражающие экраны устанавливаются с зазором относительно друг друга. В верхней части расположена плоская цилиндрическая крышка (6) представляющая собой диск цилиндрической формы, с внутренней стороны гладко отполированной для максимально лучшего отражения теплового потока, нивелирующая потерю излучения. Крышка (6) и отражающие экраны (5) образуют закрытый объем, тем самым уменьшая потерю тепла за счет конвекции. Нагреватель устанавливается и закрепляется при помощи 4-х «лап» (7), привариваемых к стойкам каркаса. Для подъема нагревателя в каркас сверху вворачиваются рым-болты (8).

[26]

Нагреватель работает следующим образом: в процессе испытания нагревательные элементы, расположенные по секциям, посредством подачи тока, нагреваются, оказывая тепловое воздействие с различной температурой на внешнюю поверхность отсека. Контроль за температурой осуществляется с помощью датчиков, установленных на отсеке в каждой зоне прогрева.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты