18.01.2021

Москва технологичная: как соревнования стартапов помогают внедрять инновации в столице

В 2020 году Московский инновационный кластер провел три технологических конкурса, в которых приняли участие 72 предприятия столицы. Подробнее о том, как такие программы помогают внедрению инноваций в крупные компании и способствуют развитию новых проектов – читайте в материале.
В 2020 году Московский инновационный кластер провел три технологических конкурса, в которых приняли участие 72 предприятия столицы. Подробнее о том, как такие программы помогают внедрению инноваций в крупные компании и способствуют развитию новых проектов – читайте в материале.

В современных условиях экономический рост тесно связан с внедрением новых технологий. Вопреки расхожему мнению, разрабатывают их не только в институтах и крупных компаниях, но и в малых и средних предприятиях (МСП). Однако у небольших компаний могут возникать сложности с поиском инвесторов, заказчиков и выходом на рынок.

Для решения этой проблемы в разных странах по всему миру организовывают специальные конкурсы в области технологий и инновационных продуктов, в том числе прорывных решений сложных научных и технологических задач. В 2020 году Московский инновационный кластер (МИК), подведомственный столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, провел три подобных состязания для стартапов. Они объединили десятки корпораций, вузов и инвесторов с малым и средним бизнесом, а также помогли компаниям получить инвестиционную и технологическую экспертизу.

«Главный принцип конкурсов заключается в том, что они не включают образовательную составляющую и направлены исключительно на практическое применение, внедрение и масштабирование готовых решений, - пояснил руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. – В 2020 году было проведено три таких соревнования: среди технологических компаний в сфере поиска персонала и профессиональной переподготовки, спорта и видеоигр. Всего в них приняли участие 72 компании, которые смогли доработать свои решения и укрепить позиции на рынке».

Кроме того, в этом году МИК начал прием заявок ещё на два конкурса – в области образовательных технологий (EdTech Challenge B2B) и оптимизации промышленности («Индустрия 4.0»). Основная часть программы и финал этих соревнований пройдут в следующем году.

Решения для изменившегося рынка труда

Экономические изменения, которые принес 2020 год, повлияли и на рынок труда. Для поиска новых технологических решений по работе с персоналом весной 2020 года МИК совместно с компаниями Skillaz и HН, а также фондом «ТилТех Капитал» организовал первый технологический конкурс Social Tech Challenge.

На участие в соревновании поступило свыше 300 заявок, из которых было отобрано 28 проектов по четырем направлениям: HR-Tech (рекрутмент, оценка, коммуникации, оффер-менеджмент), Ed-Tech (профессиональное образование, переподготовка, переквалификация), Digital Office (технологии для удаленных бизнес-процессов) и Work Productivity (решения для повышения продуктивности в кризисных условиях). В качестве экспертов программы, помимо инвесторов, выступили предприниматели, специалисты по продвижению и топ-менеджеры ведущих российских компаний.

В течение четырех недель команды участников под руководством экспертов дорабатывали свои решения в соответствии с запросами крупного бизнеса (партнеров конкурса). В финале, который состоялся в конце июля 2020 года, они получили более 20 заявок на внедрение интеграций и совместных решений. Например, платформа для поиска специалистов «БУДУ» интегрировала свое решение с площадкой комплексной автоматизации поиска и найма Skillaz, а также начали процесс пилотного тестирования с такими крупными компаниями, как Уралхим, «Мегафон» и Сбербанк.

Еще один участник конкурса, с которым Skillaz запустили пилотный проект – тренер soft skills «Робот Альберт». Он помогает развивать так называемые «гибкие навыки», отвечающие за умение находить общий язык с коллегами, принимать нестандартные решения и быстро адаптироваться к переменам. Среди новых корпоративных партнерств, которые приобрел стартап, такие крупные игроки рынка, как Сбербанк, ВТБ, Капитал Life.

 Помочь спорту с новыми достижениями

Сказалась пандемия и на спортивной сфере – она была признана одной из наиболее пострадавших отраслей. Чтобы помочь индустрии справиться с кризисными условиями и найти новые пути развития, Московский инновационный кластер организовал конкурс SportTech, совместно с ФК «Спартак», крупными сетями фитнес-клубов World Class и X-Fit, Ассоциацией студенческого баскетбола, организацией «Регби России», Московским инновационным межотраслевым кластером спортивной индустрии, производителем спортивных товаров Sportecs и другими партнёрами. Соревнование было направлено на поиск технологических решений для спортивной индустрии и здорового образа жизни.

Конкурсный отбор прошли 30 инновационных проектов из 321. До финала дошли 24 проекта по цифровизации спортивной медицины и маркетинга, а также по разработке инновационных товаров и устройств для этой сферы.

По итогам конкурса 12 проектов смогли улучшить свои бизнес-метрики и маркетинговое позиционирование, а также доработать коммерческие предложения для работы с бизнесом и конечным потребителем. Всего они подготовили 43 предложения о сотрудничестве, 31 из которых сейчас находятся на стадии согласования или подписания.

«Мы изучили рынок и поняли, что нет носимой (wearable) технологии, которая может измерять технику плавания и давать советы по ее улучшению конкретно каждому пловцу. Сегодня наша компания уже предлагает цифрового тренера менее чем за 400 долларов США.  Мы представили свое ноу-хау на технологическом конкурсе, и в результате получили предложения о сотрудничестве от федеральных фитнес-сетей», - поделился своим впечатлением Игорь Шлёнский, CEO и основатель производителя «умных» устройств для пловцов MySwimEdge.

Ещё один участник конкурса, производитель оборудования и разработчик программного обеспечения для автоматической съемки и трансляции спортивных соревнований и тренировок «Пикселот», в ходе соревнования смог доработать свою маркетинговую стратегию для расширения присутствия на российском рынке.

«Мы вышли на новых потенциальных клиентов, наладили контакт со стратегическими партнерами, готовыми к совместному продвижению», - отметил директор по продажам и развитию бизнеса «Пикселот» Дмитрий Каплинский.

В то же время компания по разработке развлекательных парков с применением технологии смешанной реальности Hello.io благодаря приняла решение начать работать с новым направлением.

«Сейчас мы диверсифицируем бизнес и при поддержке Московского инновационного кластера создаем на базе имеющейся технологии решение для школьных пространств Hello Scool», - пояснила директор по проектам устойчивого развития компании Hello.io Елизавета Российская.

Киберспорт

Третьем по счету в 2020 году стал конкурс для киберспортивных стартапов и студий по разработке видеоигр Game Innovators, который стал первой в Европе подобной программой в этой сфере. Партнерами соревнования выступили оператор бизнес-программ в сфере инноваций Startech.vc, Билайн, Mail.Ru Group, издатель и разработчик компьютерных игр Wargaming, а также российский киберспортивный холдинг ESforce.

На участие в соревновании поступило 185 заявок, из которых было отобрано 20 проектов. В финальном мероприятии конкурса организаторы отобрали 11 самых перспективных стартапов, которые получили предложения от потенциальных партнеров, издателей и инвестиции от венчурных фондов. Помимо этого, шесть команд договорились о сотрудничестве между собой, пять - нашли заказчиков, а ещё три – менторов.

«Особенно полезными для нас оказались сессии с менторами и экспертами. Мы хотели развиваться как геймдев студия, однако благодаря общению с опытными участниками рынка и экспертами решили сфокусироваться на технологии и позиционироваться как софтверная компания», - рассказал об участии в конкурсе Арман Цатурян, сооснователь и CEO разработчика технологии для управления играми движениями и голосом Jesture AI.

Полностью автоматизированная турнирная платформа для любителей HeyPlay начала сотрудничество с 3 потенциальными инвесторами, а также прорабатывает 3 потенциальных партнерства для развития проекта (детали сотрудничества пока не разглашаются).

Онлайн-платформа для автоматической закупки рекламы у микростримеров и микроблогеров Stream.Sale с помощью соревнования увеличила оборот с 90 тысяч до 1,5 млн рублей.

«Конкурс помог, во-первых, понять, как лучше предлагать свои услуги крупным компаниям. Во-вторых, познакомил нас с игровыми стартапами, которые стали нашими клиентами. В-третьих, свел нас с потенциальными инвесторами», - пояснил CEO Stream.Sale Евгений Завалов.

Ещё один участник, система Loudplay (мощный компьютер в облаке, который позволяет пользователям играть в игры на «слабых» компьютерах и ноутбуках), запустила 3 пилота с участниками программы и договорилась о сотрудничестве с Beeline Gaming.

Планы

Если судить по финансовым показателям, то конкурсы уже показали свою эффективность: их участники смогли привлекли свыше 50 миллионов рублей инвестиций. Кроме того, были созданы создано более 20 пилотных проектов, в будущем запланировано еще 50.

В 2021 году Московский инновационный кластер планирует организовать ещё 12 конкурсов по направлениям:

  • Food Tech (технологии в сфере питания);
  • SaaS factory (приложения для бизнеса);
  • Travel Tech Challenge (туризм и путешествия);
  • Social Tech Challenge 2.0 (сфера труда и образования);
  • Health Care (здравоохранение);
  • Log Tech (логистика);
  • Agro Tech (сельское хозяйство);
  • Marketing Tech (маркетинг);
  • Anti-Age (борьба со старением);
  • Fintech (финансовые технологии);
  • Biomedtech (технологии в области биомедицины);
  • Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие.

Каждый из них позволит небольшим технологическим компаниям привлечь средства в свой проект, получить оценку от лидеров рынка, найти партнеров, клиентов, а также наладить горизонтальную кооперацию с другими проектами из своей и смежных отраслей.

Источник: