26.04.2021

Воздушное такси и грузовые беспилотники: разработки участников Московского инновационного кластера

Предприниматели воплощают инновационные идеи, а площадка кластера помогает найти инвесторов, партнеров, а также получить поддержку города. Весь мир в апреле вспоминает Юрия Гагарина и первый полет в космос. Преодолев земное притяжение тогда, человек продолжает исследовать Вселенную. Технологии развиваются, и возможностей для этого с каждым годом становится больше. Вносят свой вклад в развитие аэрокосмической отрасли и передовые столичные компании. А помощь им оказывает Московский инновационный кластер. На платформе новые разработки находят поддержку города, а еще инвесторов, клиентов и единомышленников.

"Участники кластера реализуют более 40 инновационных проектов в аэрокосмической сфере — это непосредственно производство беспилотных воздушных средств, беспилотных авиационных систем, оборудования, узлов летательных аппаратов, проектирование и создание инфраструктуры для реализации сервисов с применением беспилотников, разработка технологий спутниковой связи и другое. Участникам доступно более 200 мер поддержки. Чаще всего предприниматели обращаются за субсидиями на участие в российских и зарубежных выставках, на инжиниринг и обучение сотрудников компании" - руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин

Столичные компании выпускают беспилотники, которые могут доставить тяжелые грузы и осуществлять учет товаров на складах, проектируют сверхлегкие ракеты и изучают экологию из космоса. Рассказываем об интересных проектах, которые поддерживает Московский инновационный кластер.

Вид из космоса
В 2020 году участником кластера стала компания Success Rockets. Она занимается сбором и анализом космических данных. С помощью спутников легче отследить многие процессы. Например, можно предсказывать стихийные бедствия и оперативно реагировать на них, следить за экологической обстановкой и искать полезные ископаемые, развивать агробизнес. В будущем космические снимки планируют обрабатывать с помощью искусственного интеллекта.

Компания разработала собственные ракеты сверхлегкого класса. Хотя с точки зрения обычного человека сверхлегкими их назвать не так просто — вес самой легкой ракеты составляет 34 тонны. Их можно использовать для вывода малых аппаратов в космическое пространство для метеорологических исследований, тестирования различных систем в космосе и других научных исследований. Производитель уже сделал тестовый запуск.



"Сейчас количество малых космических аппаратов резко увеличивается. Технологии становятся доступнее, а комплектующие — меньше. Мы успешно испытали бортовые системы, продемонстрировали работу нашего устройства. Дальше намерены искать заказчиков и увеличивать производство ракет" - генеральный директор Success Rockets Олег Мансуров
Кроме того, компания делает спутниковые платформы для малых космических аппаратов, группировки спутников для передачи данных, а также космические буксиры, которые смогут доставлять малые космические аппараты с опорной орбиты на более высокие.

«Мы сотрудничаем с Московским инновационным кластером по нескольким направлениям. Мы получили доступ к мерам поддержки со стороны города — от субсидий до помощи в поиске офисов и промышленных помещений, а также информационную и структурную поддержку. Плюс мы сейчас с помощью кластера прорабатываем вопрос нашего размещения в инновационном научно-технологическом центре МГУ “Воробьевы горы”», — добавил Олег Мансуров.

Транспорт без пилотов
Современные технологии облегчают труд человека, яркий пример — беспилотный транспорт. Так, компания «Алет» разрабатывает дрон, который транспортирует грузы весом до 600 килограммов на дальние расстояния, в том числе и в труднодоступные регионы. При этом скорость дрона близка к скорости вертолета (в среднем более 200 километров в час).

Беспилотники могут помочь человеку и в привычной работе. Так, компания «ЮВЛ Роботикс» разработала дрон для подсчета запасов на складе. Компании регулярно проводят инвентаризацию не только для бухгалтерской отчетности, но и для понимания, сколько у них осталось товара. Обычно на это уходит много времени и средств, так как в течение всего подсчета склад должен быть закрыт (принимать и отдавать продукцию нельзя).

 
Люди могут ошибаться, тогда подсчет окажется неверным. Кроме того, на многих складах используются стеллажи до 20 метров в высоту. Забираться туда может только человек со специальной подготовкой. Для компаний это новые затраты и риск.

Предприниматели предлагают вести подсчет с помощью дронов. Беспилотники облетают стеллажи, сканируют маркировку палет и обрабатывают информацию, а затем передают ее на наземную станцию. Также дрон может делать фотографии каждой палеты. Это удобно, быстро и безопасно. Для сравнения: на инвентаризацию склада, где хранится 20 тысяч палет, потребуется около трех дней и 30 человек. А с помощью шести дронов можно управиться за три часа.

Компьютер делает то, что ему сказали, вероятность ошибки практически отсутствует. Представьте, человеку нужно посчитать четыре тысячи бочек. На 1001-й уже не будешь смотреть, что там стоит, скажешь, что бочка и все. Человеческий мозг просто не может постоянно делать одну и ту же работу
руководитель отдела эксплуатации дронов компании «ЮВЛ Роботикс» Николай Быстров
Дроны для инвентаризации уже используют крупнейшие компании в России и за рубежом. В будущем разработчики хотят научить беспилотники компьютерному зрению, чтобы они не только оценивали палету по маркировке, но и видели, что на ней хранится.

Летающими устройствами занимается еще одна компания — участник Московского инновационного кластера — «Ховер». Предприниматели создали аэротакси, которое может поднять в воздух двух человек (общий вес не должен превышать 300 килограммов).

 
Внешне устройство только отдаленно напоминает автомобиль, больше похоже на футуристичный легкомоторный самолет. Летающее такси может разгоняться до 200 километров в час. Полетом управляет компьютер, который сам следит за безопасностью. Пассажиры сидят в кевларовых креслах и защищены специальным внешним каркасом, а на случай аварий есть парашют, который безопасно опустит машину вместе с людьми на землю. Компания уже провела серию испытаний на Малой спортивной арене в «Лужниках».

Их проведение стало возможным благодаря поддержке Правительства Москвы, а самый первый полет прошел в 2016 году. Сейчас мы ищем партнеров среди авиапроизводителей для скорейшей сертификации и начала серийного производства
изобретатель и руководитель компании «Ховер» Александр Атаманов

Импульс для развития

Для развития рынка беспилотников их полеты должны стать регулярными и безопасными, в том числе и для вертолетов и самолетов, которые будут делить с ними воздушное пространство. Это станет возможным только после создания системы информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов. Реализацией такого проекта занимается компания «Астра».

Для вертолетов и самолетов есть система управления воздушным движением. По сути, система для беспилотников станет ее «младшим братом». Система позволит составлять план полета, документировать, автоматически отслеживать местонахождение дронов и корректировать при необходимости их маршрут. Беспилотники смогут летать законно и безопасно на высоте до 100 метров и до трех тысяч метров даже там, где нет сети (LTE, 5G, Wi-Fi). По задумке авторов проекта, это будет обеспечено наземными и бортовыми модулями, использующими в том числе и российскую спутниковую связь.

Через 10–15 лет могут появиться аэротакси и беспилотные перевозки больших партий товаров. Тогда в воздухе будут находиться десятки тысяч беспилотников, которым не обойтись без такой системы. Если разработать и внедрить данную систему и преодолеть технические и нормативно-правовые барьеры, рынок начнет очень быстро развиваться
заместитель руководителя дирекции стратегии и инвестиций компании «АО “Астра”» Елена Чернявская
Пока проект находится в активной разработке, базовые сервисы и первый опытный образец появятся до конца года. Авторы рассчитывают, что Московский инновационный кластер поможет найти разработчиков беспилотников и сервисов для дронов. Это поможет понять их требования и потребности и учитывать их при создании системы.


История вопроса
Город возместит участникам Московского инновационного кластера расходы на разработку продуктов
Карта инновационных решений теперь доступна на портале i.moscow
На площадке Московского инновационного кластера не только внедряют и развивают инновации, но и создают связи между крупными корпорациями, промышленными предприятиями, субъектами малого и среднего бизнеса, образовательными и научными организациями, институтами развития и городом. Участниками кластера уже стали более 20 тысяч организаций. Проект курирует столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития совместно с Департаментом информационных технологий.