16.12.2020

Агентство инноваций Москвы представило исследование инструментов развития внутрикорпоративного предпринимательства

Создание и развитие предпринимательских команд и стартапов внутри организации – залог гибкого и эффективного развития крупных компаний в быстро меняющейся технологической современности. Агентство инноваций Москвы представило результаты исследования основных инструментов развития внутрикорпоративного предпринимательства.
Ключевые выводы:

1.    Российские корпорации в недостаточной степени используют инструменты внутреннего предпринимательства. Большинство барьеров, препятствующих развитию внутреннего предпринимательства, связаны с недостаточной гибкостью организационной структуры и корпоративной культурой, слабо ориентированной на работу с инновациями (неготовность к риску, отсутствие культуры экспериментов, закрытость к новым идеям и т. п.).

2.    Наиболее активно развивают внутреннее предпринимательство компании из финансового сектора, ИТ и телекома.

3.    Выбор инструментов развития внутреннего предпринимательства зависит от задач корпорации и соотношения стоимости внедрения инструментов с потенциальным экономическим эффектом и эффектом на развитие корпоративной культуры.

  • Конкурсы и хакатоны. Основная задача: быстро найти новые идеи под конкретную задачу, сформировать внутреннее сообщество интрапренеров. Это наиболее простой с точки зрения реализации и наименее затратный с точки зрения необходимых вложений инструмент, однако и потенциальные эффекты для корпорации также невелики, если не продумать дальнейшую систему внедрения разработанных идей и прототипов.
  • Внутренний акселератор создается, чтобы ускорить разработку продукта / сервиса, найти новых клиентов, развить предпринимательские компетенции. По сравнению с конкурсами и хакатонами требует больших инвестиций, в том числе из-за своей продолжительности: длительность программы (начиная от сбора заявок) составляет от 5-6 месяцев до года.
  • Инкубатор нацелен на доработку идеи, превращение ее в продукт и развитие предпринимательских навыков у сотрудников. Опыт некоторых компаний (например, ЛАНИТ и Кировского завода) показывает, что инкубаторы высокоэффективны в построении внутренних сообществ с предпринимательским мышлением – менторов, трекеров, амбассадоров. Это происходит благодаря большому количеству регулярных экспертных встреч и мастер-классов.
  • Комплексные программы развития внутреннего предпринимательства используются корпорациями, уже получившими определенный опыт в развитии внутреннего предпринимательства. В рамках программы выстраивается система взаимосвязанных инструментов, а подать заявку можно в любое время при наличии идеи.
  • Лаборатории инноваций позволяют быстро выводить на рынок, чаще всего смежный или новый для компании, прорывные продукты. Для повышения скорости принятия решения лаборатория создается как дочернее подразделение компании.
  • Стартап-студии позволяют запускать серийное производство внутренних стартапов. По сути, это микс акселератора и венчурного фонда, однако стартап-студия вкладывается в первую очередь не деньгами, а компетенциями и ресурсами (например, доступ к данным, помощь в поиске разработчика и пр.).

4.    Некоторые компании полностью трансформируют свою организационную структуру в сторону более гибких практик и формирования кросс-функциональных команд, каждая из которых по сути является внутренним стартапом. Другие выбирают и экспериментируют с отдельными инструментами, постепенно «надстраивая» их один над другим.

Исследование основано на глубинных интервью с представителями российских компаний, ответственных за развитие внутреннего предпринимательства, контент-анализе медиа-материалов о практиках, применяемых в российских и международных компаниях, сфокусированном анализе 20 стратегий построения внутрикорпоративного предпринимательства в России и мире. 

Полная версия отчета доступна по ссылке.