21.10.2021

Агентство Инноваций Москвы представляет исследование технологических инноваций в индустрии питания

Агентство инноваций Москвы проанализировало 300+ московских компаний, данные баз венчурных инвестиций Crunchbase и Venture Guide и описало пять наиболее интересных мировых технологических трендов.

Индустрия питания кардинально меняется, благодаря новым пользовательским запросам, например, на персонализированную еду, и развитию прорывных технологий, формирующих AgroTech и FoodTech рынки. Трансформируется вся цепочка создания стоимости – от производства сырья и материалов до дистрибуции и потребления, однако изменения происходят неравномерно. Рынок технологий в сельском хозяйстве (AgroTech) - более наукоемкий рынок и масштабирование большинства решений на нем произойдет не раньше, чем через 7 – 10 лет. Текущий объем мирового рынка FoodTech в 10 раз превышает AgroTech-рынок, однако прогнозные темпы роста в два раза ниже. При этом большинство Food-технологий получат широкое развитие в ближайшие 5 – 7 лет.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

  1. Подключенное сельское хозяйство (сельское хозяйство 4.0) – новый этап цифровизации отрасли, который позволит удовлетворить возрастающую потребность в продуктах питания, с учетом требований устойчивого развития. Представляет собой связанную систему датчиков, беспилотного оборудования и ПО, которые оптимизируют процессы на каждом этапе.
  2. Развитие рынка альтернативных протеинов обусловлено ростом экологической и социальной осознанности как со стороны потребителей, так и государств. Рынок альтернативного белка вырастет в 7 – 15 раз к 2035 году. Динамика роста будет различаться для разных типов белка и зависеть от стоимости разработок и уровня доверия пользователей.
  3. Персонализированное питание – комплексное питание, включающее витамины и добавки, разработанное с учетом генетических особенностей, состояния здоровья и образа жизни человека.
  4. Умная упаковка – инструмент, который позволяет производителям эффективно решать сразу несколько задач: управлять цепочкой поставок, обеспечивать безопасность продукта и повышать эффективность коммуникации с пользователем.
  5. Эксперименты с бизнес-моделями в сфере доставки еды обусловлены ростом конкуренции и повышением требований к качеству со стороны пользователей. На рынок приходят крупные игроки из смежных сфер, например, продовольственные ритейлеры и логистические компании. Активно развиваются модель direct-to-consumer и dark kitchens.

ВЕНЧУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Инвестиционная активность на обоих рынках в мире стабильно растет, при этом среднегодовые темпы роста инвестиций в FoodTech в 2017 – 2020 гг. на 20% выше, чем в AgroTech. Совокупный объем сделок в первом полугодии 2021 г. составил $22,3 млрд.

В Москве интерес инвесторов к агротеху пока минимален. При этом больше половины объема инвестиций приходится на системы точного земледелия. Также много небольших сделок с компаниями-разработчиками новых фермерских систем, преимущественно городских вертикальных ферм. Инвестиций в фудтех больше, при этом абсолютным лидером является сегмент доставки еды.

ПОРТРЕТ МОСКОВСКИХ КОМПАНИЙ

В Москве, так же, как и в мире, преобладают и более активно развиваются компании в сфере дистрибуции и потребления, ориентированные на прямое взаимодействие с потребителями.

1/3 московских AgroTech-компаний находится на посевной стадии. Точное земледелие и ускоренная селекция – крупные сегменты AgroTech со стабильно растущей выручкой. Высокие темпы роста демонстрируют с/х техника и оборудование, а также новые виды сырья из биомассы и отходов.

Большинство FoodTech-компании Москвы находятся на стадии раннего роста. Их ежегодно выручка растет в среднем на 51% с 2016 г. Сегмент доставки еды – абсолютный лидер и драйвер развития FoodTech-рынка. При этом если доставка продуктов питания «взлетела» только в пандемию, то доставка готовых блюд уверенно растет на протяжении последних четырех лет. Также стабильно растут производители инновационных продуктов питания и компании по автоматизации ресторанного бизнеса.

На обоих рынках лидируют продукты, созданные на основе биотехнологий и искусственного интеллекта. На FoodTech-рынке это в первую очередь платформы по доставке, которые активно использует алгоритмы для оптимизации процессов.

Полный текст отчета доступен по ссылке