08.01.2021

Субсидии и продвижение: в Москве определили основные направления поддержки креативной экономики на 2021 год

К креативным сферам относится около 113 тысяч столичных компаний и индивидуальных предпринимателей. Они обеспечивают работой полмиллиона москвичей.
К креативным сферам относится около 113 тысяч столичных компаний и индивидуальных предпринимателей. Они обеспечивают работой полмиллиона москвичей.

По итогам консультаций с бизнес-сообществом в Москве определены четыре основных направления поддержки креативных индустрий на 2021 год. Они включают создание инфраструктуры, выделение субсидий и грантов, акселерационные программы и помощь в продвижении товаров на зарубежных рынках.

«Основные векторы обсуждались на онлайн-встрече представителей Правительства Москвы и креативных компаний города. Она прошла в конце прошлого года и объединила более 200 человек. Участники определили четыре важных направления поддержки отрасли. Например, предпринимателей интересовало развитие инфраструктуры, международное продвижение, информационно-аналитическая помощь, финансовые и регуляторные меры», — рассказала Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

По ее словам, к креативным сферам относится около 113 тысяч столичных компаний и индивидуальных предпринимателей. В них работают полмиллиона москвичей. Ежегодный оборот этого сегмента городской экономики оценивается в три триллиона рублей, и у него есть значительный потенциал для роста.

Четыре направления

Важным направлением работы в 2021 году станет выстраивание системного взаимодействия между городом и отраслевым сообществом. Оно подразумевает поддержку профессиональных объединений, предоставление субсидий и грантов, организацию контрактного производства и проведение конкурсов.

Кроме того, креативные компании получат информационно-аналитическую поддержку, которая, в частности, предполагает компенсации затрат на обучение сотрудников и проведение акселерационных программ.

Третье направление поддержки — формирование инфраструктуры (профильных технопарков и коворкингов). Четвертым направлением станет продвижение креативных продуктов, в том числе на мировом уровне. Сюда входит организация выставок, адаптация товаров к выводу на зарубежные рынки, взаимодействие с иностранными партнерами и потенциальными покупателями, поддержка участия московских компаний в международных конкурсах.

«Этот сегмент рынка обладает огромным потенциалом для роста и увеличения своего вклада в экономику и туристическую привлекательность столицы. Однако сегодня недостаточно адаптированных для творческого бизнеса мер поддержки. Главным итогом встречи стало то, что мы наметили первоочередные шаги на основе пожеланий самого сообщества», — добавил руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.

Генеральный директор компании «Роскино» Евгения Маркова считает, что сформулированные на встрече направления поддержки поспособствуют развитию отрасли. «Мы в индустрии кино и телевидения с радостью отмечаем, что город готов выстраивать прямой диалог с отраслью, совместно отвечать на вызовы, стоящие перед компаниями, и работать над ключевыми точками роста, — отметила она.

Действующие меры поддержки

Более 30 встреч с представителями креативного бизнеса организовали в столице с июня. По их итогам уже реализовали ряд предложений. По просьбе предпринимателей ввели дополнительную субсидию для организаций в сферах культуры, искусства и досуга. Они могут получить до одного миллиона рублей, чтобы компенсировать часть затрат на покупку или лизинг оборудования, выплату процентов по кредитам и коммунальные услуги.

Креативным компаниям доступны и другие инструменты поддержки, включая субсидии на экспорт продукции, обучение персонала и программу льготного кредитования.

Важную роль в системе поддержки этой отрасли играет создание креативных технопарков. Первым такой статус летом 2020 года получил центр дизайна Artplay. Его резиденты — представители сферы архитектуры, дизайна и искусства. Они могут получить субсидии до 10 миллионов рублей на компенсацию процентов по кредитам, расходов на приобретение или лизинг оборудования.

Столичное Правительство также помогает продвигать продукцию креативных компаний. Они могут подать заявку на участие в бизнес-миссиях или воспользоваться программой «Сделано в Москве» для презентации товаров и услуг иностранным байерам. В июне 2020 года при поддержке города прошло масштабное событие для киноиндустрии — онлайн-рынок отечественного аудиовизуального контента Key Buyers Event: Digital Edition. К нему присоединились более 1400 участников, около 600 из которых — представители международных компаний из 70 стран мира. Уже в дни проведения онлайн-рынка анонсировали ряд контрактов на покупку прав на московские фильмы, сериалы и анимационные ленты.

Отдельное внимание уделяют инновациям в креативной сфере. Разработчиков новых решений приглашают на акселерационные программы для масштабирования проектов. Кроме того, они могут стать участниками Московского инновационного кластера, а значит, получить доступ к его инфраструктуре, кооперационным программам и различным инструментам развития.

Благодаря поддержке Москвы креативные проекты участвуют в главных отраслевых мероприятиях. В сентябре 15 столичных стартапов презентовали свои продукты в области веб-дизайна, компьютерной графики, аудиовизуального искусства, VR и AR на выставке Created in Moscow в рамках фестиваля «Российская креативная неделя».

Еще одно направление — образование и подготовка кадров, в том числе начиная со школы. В детских технопарках города открыты самые разные программы обучения. Архитектура, дизайн, анимация, создание видеоигр — лишь некоторые примеры. С августа в Москве работает филиал международной школы креативных технологий TUMO. В нем нет учителей и оценок. Дети учатся самостоятельно, выполняя подобранные для них задания. Если возникают вопросы, то за советом и поддержкой всегда можно обратиться к наставнику.

Источник: