21.12.2020
Агентство инноваций Москвы представило исследование ключевых трендов развития торговли и ритейла
В рамках городского отраслевого форума «Инновации в ритейле и e-commerce» – ключевого технологического бизнес-события по представлению инноваций в ритейле и e-commerce, проходившего 8 декабря, – Агентство инноваций Москвы подготовило исследование по анализу ключевых изменений и перспективных направлений развития отрасли.

Ключевые выводы:

  1. Объем мировой торговли в 2020 году снизился, но не так сильно, как эксперты ВТО предсказывали еще в марте – 9,2%, а не 13% или даже 32% как казалось самым пессимистичным экспертам. В России сокращение и того меньше, а уже в следующем году прогнозируется рост до 5,1%.
  2. Пандемия ускорила развитие электронной торговли и сопутствующих сервисов (в Москве сильнее, чем в среднем по стране). По прогнозам, к 2024 году доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли в России составит 19%.
  3. Развитие мирового венчурного рынка в сфере торговли замедлилось – на 46% упал объем инвестиций и на 5% – количество сделок в 1 полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом динамика неравномерна по отдельным сегментам. Снижается интерес инвесторов к e-commerce платформам, логистике и решениям для офлайн-магазинов. Предсказуемо растут инвестиции в бесконтактные форматы торговли.
  4. В Москве же инвестиции в торговлю растут (+5% прирост объема инвестиций в январе – октябре 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). В первую очередь, за счет RetailTech – технологий для повышения эффективности продаж в онлайн- и офлайн-магазинах.
  5. Автоматизация на основе больших данных и искусственного интеллекта – магистральное направление развитие ритейла. Наиболее перспективные сегменты – персонализированный маркетинг, автоматизация операционных бизнес-процессов, омниканальное управление данными и рекомендательные сервисы, предоставляемые вместе с продуктом (Product-as-a-Service).
  6. Другие перспективные технологические направления в сфере торговли:
  • Решения, которые позволяют имитировать офлайн-опыт в цифровой среде: голосовые помощники, которые навигируют пользователя во время покупки на сайте;   AR- / VR-платформы, позволяющие максимально точно представить товар и имитировать опыт его использования;  Live-streaming платформы, на которых продавцы могут лично презентовать свои товары и рассказать о своей компании;  использование социальных сетей как торговых площадок
  • Новые «бесконтактные» форматы торговли: магазины без продавцов, где все процессы полностью автоматизированы, и умные торговые автоматы нового поколения с возможностью бесконтактной покупки через мобильный телефон, встроенными системами телеметрии для отслеживания наличия товара и т.п.
  • Сервисы доставки и логистики, которые, с одной стороны, могут обеспечить быструю доставку по запросу и точно в срок (сервисы «последней мили»), а с другой, повысить гибкость и при необходимости позволить быстро перестроить цепочку поставок (роботизация снабжения, гибкое складирование).
Полная версия отчета доступна по ссылке