для стартапов
и инвесторов
Объединение ради общей цели
Над созданием акселератора Collabroom работали три предпринимательницы — Ольга Касьян, Юлия Волощук и Екатерина Мовсумова. За спиной у каждой был личный опыт работы в бизнесе, поэтому они не понаслышке знали, насколько женщине бывает трудно решиться на запуск собственного дела в условиях, когда предпринимательство стереотипно считается мужской сферой. К примеру, Юлия Волощук занимается венчурными инвестициями как партнер Lynx Venture Studio и не раз замечала, что женщин среди инвесторов и основателей стартапов значительно меньше. «Когда я готовила и посещала профессиональные мероприятия, я столкнулась с тем, что зачастую видела только мужчин, — вспоминает Волощук. — Я организовывала мероприятия для инвесторов и часто сталкивалась с вопросами: с кем я пришла, кто меня пригласил, какого мужчину я сопровождаю. Меня это очень сильно задевало тогда. А когда я начала углубляться в эту тему, то увидела, что еще и объем инвестиций, которые женщины получают на свои венчурные проекты, меньше».
На это обратила внимание и бизнес-партнер Юлии, Ольга Касьян. В 2020 году она занималась созданием экосистемы для женского предпринимательства и запустила образовательную программу «Бизнес на любимом деле», которую при поддержке ВТБ и их платформы «Ближе к делу» прошли около 5000 женщин. Юлия же к тому моменту обдумывала идею открыть направление для женщин-фаундеров в Lynx Venture Studio. «На этом этапе мы встретились и поняли, что хотели бы вместе создать проект, который помог бы женщинам в предпринимательстве», — вспоминает Юлия.
Осенью 2021 года Ольга и Юлия начали разработку глобальной платформы для поддержки женщин-предпринимателей, однако после февраля 2022 года, когда зарубежные инвестиции стали недоступны, ее реализацию пришлось отложить. Тогда Ольга Касьян решила обратиться за менторским советом к Екатерине Мовсумовой, которая тоже имела большой опыт в предпринимательстве. Ранее Мовсумова была издателем газеты The Moscow Times, а позднее стала соучредителем конференц-центра Newsroom и основала HR-сервис Mentorbot.
Втроем они начали работу над Collabroom, который должен был помогать женщинам начинать и развивать бизнес. «Есть много либо теоретических программ, информационного бизнеса, либо каких-то смешанных проектов для мужчин и женщин, но этого мало», — рассказывала Forbes Woman Мовсумова. «Кроме того, — добавляет Ольга Касьян, — ни в одной бизнес-школе не уделяют должного внимания психологическому и эмоциональному состоянию фаундера. Поэтому в акселераторе мы сразу сделали фокус не только на собственно бизнес, но и на работу с состоянием предпринимательницы». «Мы вместе поняли, что помощь женскому предпринимательству — это ниша, которая заслуживает внимания и в которой у нас есть опыт, желание делиться знаниями и раскрывать потенциал людей», — говорит Юлия Волощук.
Неравенство
Неравенство, о котором говорит Волощук, — одна из самых актуальных проблем в венчурной индустрии. По подсчетам Harvard Business Review, компании, которые созданы женщинами или работают под их руководством, получают менее 3% от общей суммы всех инвестиций. Как отмечают специалисты, это «продолжающийся цикл»: так как в венчурном бизнесе в основном работают мужчины, они более охотно поддерживают те стартапы, которые созданы другими мужчинами, а число женщин, которым все-таки удается получить капитал на создание и развитие своего проекта, не превышает 15%.
Участники рынка отмечают, что женское предпринимательство в России в последние годы становится все популярнее. «Это связано с растущим осознанием важности гендерного равенства в бизнесе и активными усилиями по поддержке женщин-предпринимателей. Изменения отражают растущую потребность в создании предпринимательского сообщества, которое было бы более разнообразным и инклюзивным, — говорит гендиректор IT-компании «Капча Солюшнз» и участница комплексной программы роста бизнеса «Академия стартапов» Московского инновационного кластера Елена Анисимова. — Такие перемены подчеркивают признание факта, что женщины способны быть успешными и инновационными предпринимателями».
По мнению Анисимовой, несмотря на этот тренд, женщин-инвесторов пока еще мало, и это приводит к тому, что большинство инвестиций направляется в стартапы, основанные мужчинами. Этот дисбаланс несправедливо влияет на возможности женщин-предпринимателей получить необходимое финансирование и поддержку для своих проектов. О росте женского предпринимательства в России говорит и Анна Кеуш, руководительница центра технологического предпринимательства «Основатели» в кластере «Ломоносов»: по ее оценкам, в 2023 году женщин среди заявителей и участников центра стало больше — их доля достигла 20% против 10% в прошлом году.
Как устроен Collabroom
Благодаря нетворкингу удалось провести кастдев (Customer Development — получение инсайтов от потенциальных пользователей) — интервью как с теми, кто только собирается открыть свое дело, так и с успевшими выгореть топ-менеджерами компаний. Создательницы Collabroom также общались и с теми руководителями, кто искал возможности для роста вне компаний или вовсе остался без работы после ухода зарубежных фирм из России. Вся собранная в ходе таких бесед информация стала основой образовательной программы в Collabroom под названием «Из найма в бизнес за 9,5 недель». «Такой срок позволяет совместить работу в найме с запуском собственного дела, а потом плавно уйти в свободное плавание», — говорит Мовсумова.
В программу вошли видеоуроки, методические материалы (гайды, статьи), групповые zoom-встречи и личные встречи с менторами. Первый набор на обучение состоялся летом 2022 года. По словам создательниц, он прошел без вложений средств в маркетинг: 11 первых участниц пришли благодаря кастдеву. Обучение стоило 150 000 рублей. Вырученные 1,5 млн рублей вложили в доработку и «упаковку» продукта, а также в участие в конференции Gitex в Дубае. «Для первого запуска мы сделали чек ниже стоимости времени ментора — сочли это нашей инвестицией. Большая часть дохода пошла на оплату работы команды проекта, маркетинг и доработку программы, а далее мы планируем реинвестировать средства в разработку IT-платформы», — поясняет Юлия Волощук.
Второй поток начался в апреле 2023 года. «Мы повысили чек до 250 000 рублей, потому что после первого запуска оценили вложенные нами лично ресурсы, наших экспертов и результаты участниц и поняли, что программа должна стоить дороже», — рассказывает Ольга Касьян.
Чуть менее чем за год обучение в Collabroom прошли 20 предпринимательниц — как из России, так и из Казахстана и США. Екатерина Мовсумова приводит примеры успешных бизнесов, которые удалось запустить выпускницам: «Например, идея предпринимательницы Юлианы Андреевой. Когда мы познакомились, она жила в Кремниевой долине и довольно успешно преподавала вокал. Юлиана пришла с запросом на масштабирование, структурирование бизнеса и переход на технологичный сервис. Особенность идеи была в том, чтобы не просто учить людей петь, а помочь им найти свой голос, снять зажимы и внутренние запреты. Благодаря акселератору Юлиана упорядочила бизнес-процессы, сформировала команду и собирается выходить на международный рынок. А на наших глазах появилась профессия будущего — вокальный терапевт. Другой пример — Екатерина Неделина, которая смогла соединить две профессии: тренера по бадминтону и бизнес-коуча. Так родился проект Homo badmintonus: на тренировках с партнером по бизнесу можно понять, насколько у вас слаженный тандем, как вы строите игру в команде и не только».
«Акселератор сейчас работает как образовательная программа в основном «из найма в бизнес» или «из самонайма в бизнес». Мы даем возможность человеку сделать первые шаги, может быть, даже первую продажу, оставаясь при этом в найме. А для тех, кто уже является предпринимателем, — открыть новый путь на масштабирование», — рассказывает Юлия Волощук. «Мы помогаем на всех этапах: от структурирования бизнес-идеи до продвижения продукта. В акселераторе женщины не только изучают теорию, но и общаются с экспертами по финансам, маркетингу, мотивации и лидерству. В результате они и сами вырастают до спикеров бизнес-конференций», — говорит Мовсумова.
Обучение в программе проходит не только в онлайн-формате: и участницы, и выпускницы проекта могут пообщаться вживую на встречах — например, в технопарке Сколково или на форумах бизнес-разборов Collabroom Live. Последний впервые прошел в июне 2023 года сразу в двух форматах — онлайн и оффлайн на площадке технопарка «Сколково», где опытные предпринимательницы разбирали кейсы начинающих, а дети гостей могли под руководством менторов проекта «ПреображениУм» создать собственные бизнес-проекты.
«Многие предприниматели сегодня в открытую говорят, что разницы для женщин и мужчин в бизнесе нет. Но они лукавят, — считает Мовсумова. — Мы провели сотни диагностик предпринимательского потенциала и глубинных интервью и выяснили, что женщины сталкиваются с внешними и внутренними проблемами. Это сомнения и страхи, которые связаны с осуждением (в случае неуспеха) близкими, коллегами или обществом в целом. Это необходимость развивать свое дело и одновременно растить детей. А также отсутствие знаний, опыта и в первую очередь поддержки». По мнению Мовсумовой, если мужчины, которые более толерантны к риску, «просто идут и делают много попыток», то женщине сложнее даже принять решение из-за стереотипов о том, что свой бизнес — это «работа ради проекта 24/7», зачастую без права на личную жизнь, постоянная неизвестность и финансовые риски. «Предпринимательницам невероятно тяжело начинать свое дело, они практически не имеют поддержки, — говорит она. — И мы захотели эту ситуацию изменить. В первую очередь победить миф о том, что женщина должна выбирать между семьей и любимым делом».
В этом участницам проекта помогают психологи и коучи, которые работают с мотивацией и осознанностью участниц. «Как показали два выпуска акселератора, такой подход качественно меняет результат. Женщинам становится проще проживать процесс запуска и трансформации бизнеса, когда она понимает, что с ней происходит в этот момент», — объясняет Ольга Касьян.
Расти вверх и вширь
В России увеличивается интерес к акселераторам, в особенности к тем, что работают в сфере цифровизации и больших данных, считает Ольга Ведерникова, основатель и генеральный директор компании «Эпсилон Метрикс» и еще одна участница «Академии стартапов». «Во-первых, корпорации видят в этих направлениях преимущество. Во-вторых, из-за ограничений на вывод капитала за рубеж у корпораций есть средства, которые они готовы инвестировать в отечественные инновации. В-третьих, дефицит на рынке подходящих IT-решений, связанный с уходом с нашего рынка большинства глобальных игроков и ориентированных на западный рынок российских компаний».
Два набора дали создательницам Collabroom понять, что иногда одной программы участницам недостаточно: нередко будущие предпринимательницы не знают, в каком именно направлении хотят открывать бизнес. Для этого в 2023 году был запущен преакселератор «Большое обещание», рассчитанный на три недели. Доработкой и реализацией самой концепции участницы могут заняться позднее уже в самом акселераторе. Таким образом, примерно за три месяца можно пройти путь от «хочу открыть бизнес, но не знаю какой» до создания MVP (минимально жизнеспособного продукта).
«Проект пока себя не окупает и существует на инвестиции фаундеров. Сейчас главный фокус — это запуск собственной платформы, которая поможет существенно масштабировать модель акселератора», — говорит Ольга Касьян. Под платформой она подразумевает онлайн-сервис и приложение, на которых пользователи смогут учиться, заводить полезные знакомства и привлекать инвестиции. По словам Юлии Волощук, на платформе будет реализовано четыре блока сервисов, «наиболее значимых для женщин-предпринимателей при запуске и масштабировании бизнеса. Первые два — это создание поддерживающего сообщества и образовательная база. Третий — индивидуальное наставничество и менторство. Очень важно делать продукт «за руку», когда у тебя есть кто-то, к кому можно обратиться с вопросом и за поддержкой».
Четвертым блоком должна стать инвестиционная платформа — ее разработке будет посвящен весь следующий год. Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова отмечает, что российские инвесторы после февраля 2022 года переориентировались на российский рынок. «Раньше стартапам приходилось конкурировать с решениями глобальных компаний. Сейчас средства, вложенные в российские стартапы с 2021 года и позже, могут «выстрелить» быстрее — главным образом потому, что они могут занять освободившиеся ниши на рынке», — объясняет перспективность вложений Петрова. По ее мнению, вопреки негативным прогнозам сейчас идет рост инвестиций как от частных лиц или компаний, так и от государства — эксперты называют эту ситуацию «санкционным парадоксом».
На разработку и развитие основательницы Collabroom планируют привлечь около $200 000 и реинвестировать около $60 000 из оборотных и собственных средств.
Все эти планы собираются реализовывать, несмотря на изменения в руководстве проекта: в мае 2023 года, решив уделить больше времени собственным стартапам, Екатерина Мовсумова вышла из партнерства, а ее место заняла Юлия Малинская — ментор Collabroom и исполнительный директор арабской e-commerce-экосистемы WEE. «Я всю жизнь запускала проекты, делала корпоративную карьеру, у меня четверо детей, и я знаю, что все это можно делать с радостью и удовольствием. Не всегда легко, но точно не на надрыве», — говорит она.