Агентство инноваций Москвы представило обзор инновационных решений для поддержки уязвимых групп населения
Агентство инноваций Москвы провело исследование рынков AgeTech и AssistiveTech – решений, направленных на поддержку уязвимых групп населения (людей старшего возраста, людей с ограниченными возможностями), а также решений для организаций социальной защиты. В отчете в том числе сравнивается разнообразие и количество решений в России и других странах.
Ключевые выводы исследования:

   1. Для поддержки уязвимых групп мировые города выбирают комплексный подход с опорой на инновационные технологии, в котором выделяются четыре основные задачи:
  • Расширение возможностей уязвимых групп населения
  • Повышение эффективности работы организаций социальной поддержки
  • Развитие скоординированной экосистемы социальной поддержки за счет вовлечения и выстраивания партнерств.
  • Регулярный мониторинг и оценка эффективности.

   2. Выделяется два основных типа решений:

  • Технологические – продукты и сервисы, созданные с использованием современных технологий (искусственного интеллекта, дополненной реальности, робототехники и т.д.);
  • Организационные – программы и инициативы, направленные на стимулирование спроса и предложения инновационных продуктов и услуг в сфере социальной защиты населения.

   3. AgeTech (технологические решения для пожилых людей) и AssistiveTech (технологические) решения для людей с ограниченными возможностями) в ближайшие 3-5 лет будут расти на 25% и 7% в год, соответственно. Используются технологии преимущественное для создания доступной городской среды и повышением бытовой самостоятельности уязвимых групп населения, при этом существует дефицит решений, облегчающих трудоустройство и самореализацию. В России данные рынки менее развиты, чем в мире. Особенно не хватает специализированных решений для пожилых людей.

   4. Органы власти и организации социальной поддержки все чаще обращаются к технологиям для решения своих профессиональных задач. В мире существует довольно много решений по автоматизации ключевых бизнес-процессов и документооборота социальных служб. Появляется все больше интеллектуальных систем, в том числе на основе искусственного интеллекта, для превентивного выявления социальных проблем и групп людей, нуждающихся в социальной поддержке. Подобные решения в России пока отсутствуют.

   5. Технологические и организационные решения дополняют друг друга. Так, например, для людей с ограниченными возможностями существует большое количество технологических продуктов для обеспечения безопасности и независимости проживания, при этом не так много решений, направленных на развитие устойчивых социальных связей. Однако это компенсируется более широким набором организационных инструментов и программ.

   6. Различные типы организационных решений предназначены для достижения определенных целей. Наиболее распространены программы и инструменты, направленные на стимулирование создания новых продуктов и сервисов для уязвимых групп граждан, а также на повышение квалификации и престижа социальных работников (например, лаборатории инноваций, конкурсы и хакатоны, социальные сети и информационные ресурсы для соцработников). Кроме того, в международной практике распространены инициативы по развитию волонтерства в сфере социальной поддержки населения. Они помогают снизить нагрузку на систему социальной защиты.

Полный текст отчета, включающий карты продуктов для отдельных целевых аудиторий и подробные описания российских и международных технологических решений, доступен на сайте Агентства инноваций Москвы.


По всем вопросам, касающимся исследования, можно обращаться на research@develop.mos.ru

 

Источник: Вручную