для стартапов
и инвесторов
В рамках городского отраслевого форума «Социальный бизнес: создание инноваций и равных возможностей», который прошел 27 апреля 2021 года, Агентство инноваций Москвы подготовило обзор ключевых изменений и перспективных направлений развития отрасли. В ходе исследования были проанализированы более 100 московских компаний, разрабатывающих решения для людей старшего возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальные инновации – это технологические продукты и сервисы для улучшения качества жизни, безопасности и повышения самостоятельности социально уязвимых групп населения, а также повышения эффективности работы органов власти организаций, занимающихся социальной защитой населения.
Для Москвы социальные инновации – это новое перспективное направление. Половина компаний находится на стадии раннего роста. В среднем в компании в сфере социальных инноваций работает 5 человек, а выручка составляет 8,4 млн руб. 91% компаний разрабатывает продукты для людей с ограниченными возможностями, преимущественно для реабилитации и обеспечения независимости в передвижениях. 58% компаний используют новейшие технологии при разработке своих продуктов, в первую очередь нейротехнологии, искусственный интеллект и робототехнику.
Московский венчурный рынок социальных инноваций молодой, с преобладанием сделок небольшого объема. Он занимает менее 1% как по количеству сделок, так и по объему венчурных инвестиций столицы. В течение последних 3 лет наиболее крупные вложения ($7,1 млн) привлекла компаний Моторика – разработчик и производитель высокотехнологичных протезов верхних конечностей.
Приоритетное развитие получают технологии, которые снимают ограничения и повышают самостоятельность / независимость человека, без необходимости дополнительной адаптации среды или привлечения социальных работников – нейрокомпьютерные интерфейсы, роботы, цифровые помощники.
Предсказание проблем и потребностей целевых аудиторий до их возникновения за счет анализа слабых сигналов. Требует консолидации больших максимально разнообразных данных.
Телемедицинские решения и системы Интернета вещей снизят нагрузку на организации социальной защиты и повысят качество их услуг. Пандемия COVID-19 ускорила развитие этого тренда.
На отдельных потребительских технологических рынках появляются специализированные продукты для социально уязвимых групп, в т.ч. продукты, которые обычно таргетируют на молодежь (например, дейтинг-приложения). Новые потребительские решения позволят быть включенными в интересные активности, развиваться и самореализовываться.