Глобальные мегатренды технологического развития

Транспортный комплекс и сами подходы к транспортному обслуживанию населения находятся на этапе глубоких преобразований. Независимое развитие различных видов общественного транспорта сменяется взаимным дополнением и конвергенцией.

В условиях урбанизации и повышения плотности населения в городах формируется единая мультимодальная система.

Рост мобильности и спроса на перевозки предъявляют новые требования к повышению экологичности и уровня автоматизации, а также формируют новые требования к управлению транспортными потоками.

 

Тренды

  • Конвергенция различных видов транспорта в рамках единой транспортной системы
  • Сквозная цифровизация транспортного комплекса
  • Изменение рынка труда в транспортном комплексе
  • Замещение фиксированных тарифов динамическим ценообразованием на транспортные услуги
  • Вовлечение горожан в процесс развития транспортной инфраструктуры с помощью информационных платформ
  • Повышение энергоэффективности транспортных средств и транспортной инфраструктуры, электрификация транспортного комплекса
  • Взаимодействие «умных» объектов транспортной инфраструктуры с «умными транспортными средствами» (автономный транспорт, дороги с интерактивным полотном)
  • Модульность перспективных транспортных систем
  • Развитие телематических систем, систем объективного контроля движения и режимов работы средств управления для оценки причин ДТП колесных транспортных средств
  • Использование систем идентификации личности для обеспечения безопасности транспортного комплекса 

Эффекты

  • Рост мультимодальности транспортного комплекса
  • Превращение «Интернета вещей» в неотъемлемую часть транспортного обслуживания населения
  • Сокращение участия человека в функционировании транспортного комплекса
  • Рост влияния искусственного интеллекта на процесс управления транспортным комплексом и транспортными средствами
  • Появление новых сервисов и интеграторов.
  • Рост влияния единых программных платформ
  • Повышение клиентоориентированности транспортного комплекса
  • Рост безопасности транспортного комплекса
  • Снижение динамики роста негативного воздействия транспорта на окружающую среду
  • Появление систем лояльности, интеграция транспортных услуг с другими сервисами (в т.ч. с банковскими, коммунальными и пр.)

Драйверы

  • Рост мобильности населения
  • Рост численности и плотности населения городов
  • Изменение рынка труда в транспортном комплексе
  • Повышение требований к доступности транспортных услуг среди различных групп населения
  • Появление новых средств коммуникации и программных платформ
  • Повышение энергоэффективности транспортных средств и транспортной инфраструктуры, электрификация транспортного комплекса
  • Цифровизация экономики и сферы услуг
  • Необходимость сокращения экологической нагрузки транспортного комплекса на окружающую среду
  • Снижение зависимости от импорта природных ресурсов (нефть, газ)

Барьеры

  • Необходимость внесения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую правила предоставления транспортных услуг 
  • Необходимость создания новых подходов к регулированию предоставления личных данных 
  • Отсутствие единого стандарта для объектов «умной» инфраструктуры, зарядных станций и подключенных транспортных средств
  • Низкие темпы развития инфраструктуры
  • Недостаточное горизонтальное взаимодействие органов исполнительной власти, высокий уровень бюрократизации
  • Проблемы обеспечения кибербезопасности
  • Психологическая неготовность части населения к глобальным изменениям
  • Потенциальные социальные проблемы на фоне радикального изменения рынка труда
  • Технологические ограничения 

 

Тренды технологического развития в Москве
Основные тренды развития транспортного комплекса в Москве соответствуют мировым, однако существует специфика, связанная с территориальными ограничениями, транспортной политикой города, продолжающимся ростом плотности населения и застройки, а также доминирующей концентрацией деловой активности по сравнению с другими городами России

 

Тренды

  •  Конвергенция различных видов транспорта в рамках единой транспортной системы
  • Смещение транспортного спроса с личных транспортных средств на общественный транспорт, такси, каршеринг и райдшеринг
  • Сквозная цифровизация транспортного комплекса
  • Изменение спроса на рынке труда в транспортном комплексе
  • Вовлечение горожан в процесс развития транспортной инфраструктуры с помощью информационных платформ
  • Замещение фиксированных тарифов динамическим ценообразованием
  • Электрификация транспортного комплекса
  • Опережающий рост числа зарядных станций по сравнению с традиционными АЗС
  • Увеличение числа объектов интеллектуальной транспортной системы («умных светофоров», камер фото- видеофиксации, электронных табло, детекторов и др.)
  • Появление автономных транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры с возможностями интерактивного взаимодействия
  • Развитие систем транспортной телематики
  • Использование систем идентификации личности для обеспечения безопасности транспортного комплекса от различного рода угроз, включая террор

Эффекты

  • Мультимодальность транспортного комплекса Москвы
  • Эффект «сжатия пространства»
  • Снижение нагрузки на улично-дорожную сеть Москвы, рост средней скорости движения
  • Повышение производительности общественного транспорта
  • Рост мобильности населения города
  • Расширение маршрутной сети и повышение связности между районами Москвы
  • Гибкость управления транспортными потоками и транспортным спросом
  • Повышение безопасности транспортного комплекса и сокращение численности ДТП
  • Замещение транспортных средств, использующих традиционные виды топлива
  • Равномерность нагрузки на энергосеть Москвы
  • Повышение собираемости штрафов
  • Сокращение численности персонала, обслуживающего транспортный комплекс, повышение производительности труда
  • Появление новых сервисов и интеграторов
  • Интеграция транспортных услуг с прочими сервисами mos.ru
  • Повышение клиентоориентированности транспортного комплекса
  • Снижение динамики роста негативного воздействия транспорта на окружающую среду

Драйверы

  • Высокая плотность населения в Москве
  • Освоение и интеграция новых территорий (Новая Москва)
  • Реновация жилого комплекса (перераспределение населения, новые маршруты и транспортные потоки)
  • Маятниковая транспортная корреспонденция из городов Московской области
  • Повышение уровня автомобилизации
  • Невозможность удовлетворения роста спроса на транспортные услуги простым наращиванием численности инфраструктурных объектов
  • Рост протяженности транспортной сети
  • Повышение требований к доступности транспортных услуг среди различных групп населения, включая маломобильные
  • Сквозная цифровизация промышленности и сферы услуг
  • Распространение средств коммуникации и программных платформ
  • Необходимость сокращения экологической нагрузки транспортного комплекса на окружающую среду

Барьеры

  • Необходимость создания новой нормативной базы, ориентированной на регулирование предоставления личных данных и управление открытыми данными
  • Недостаточные темпы развития инфраструктуры, в том числе в связи с территориальными ограничениями Москвы
  • Недостаточный уровень взаимодействия органов власти, ограничивающий интеграцию сервисов
  • Проблемы обеспечения кибербезопасности
  • Отсутствие единого стандарта для объектов «умной» инфраструктуры, зарядных станций и подключенных транспортных средств
  • Психологическая неготовность части населения к глобальным изменениям
  • Недостаток компетенций в части использования программных платформ
  • Потенциальные социальные проблемы на фоне радикального изменения рынка труда
  • Недостаточное участие Москвы в разработке новых решений и технологий для транспортного комплекса

Эффекты реализации научно-технических направлений

Экономическая оценка рыночных сегментов
Экономика будущего транспортного комплекса Москвы будет, в частности, опираться на развитие и создание бизнесов в соответствующих сегментах, которые не только позволят достигнуть желаемых результатов, но и расширят финансовые возможности города. Российские сегменты рынков, продуцируемые новыми перспективными технологиями для транспортного комплекса, находятся на ранней стадии развития, но в том же тренде, что и глобальные. Объем, темпы роста и другие приведенные ниже характеристики соответствующих перспективным технологиям сегментов глобальных рынков демонстрируют, с одной стороны, их привлекательность для бизнеса, с другой — необходимость усилий города для реализации параметров будущего облика. 

 

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ 
ОБЛАСТИ
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ 
РЫНОЧНЫЕ НИШИ
МИР МОСКВА
    ЕМКОСТЬ СЕГМЕНТА,
МЛРД. ДОЛЛ.
ТЕМП РОСТА
CAGR %
ПРИБЫЛЬНОСТЬ УРОВЕНЬ
КОНКУРЕНЦИИ
ЕМКОСТЬ СЕГМЕНТА ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА

 

Технологии
экологически чистого
и энергоэффективного
транспортного комплекса
Электромобили
всех типов
 
Аккумуляторы для
электромобилей
 
Зарядная инфраструктура
 
Городской электрический
рельсовый транспорт
 
Высокоскоростной
рельсовый транспорт
 
Речной транспорт

 
Коммерческие дроны
и беспилотники
 
Электросамокаты

 

 

118,8 (2017)

15 (2016)
45,6 (2025)
4,7 (монорельс, 2018)
8 (метрополитен, 2016) 
3,6 тыс. ед. (2018)
1600 (2017)
7,8 (2017)
1,3 (2017)

 

22,3%
2018-2025)
20,1%
(2018-2026)
47,9%
2017-2025)
2,7% (монорельс, 2016-2021)
5% (LRT, 2016-2020)
1-2% (метрополитен)
5,5%
(2018-2025)
0,5-4,8%
(2018-2024)
18,2%
(2016-2023)
0,1%
(2018-2025)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 

Технологии «умные» транспортной инфраструктуры
Системы управления дорожным трафиком
Системы управления парковками
Каршеринг
Райдшеринг
Подключенные автомобили
Автономные автомобили
Автономный рельсовый транспорт
«Умные» дороги

 

23 (2017)50 
4,1 (2017)53 
1,5 (2017)55
59,6 (2018)57
63 (2017)59
54,2 (2019)61
60,1 тыс. ед. (2018)63 
19,9 (2017)65
21 (2018-2022)51
11,6 (2018-2023)54 
20 (2018-2024)56
16,4 (2018-2024)58
17,1 (2018-2025)60
39,6 (2017-2027)62
4,9 (2019-2030)64
18,2 (2018-2023)66 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

               

 

Технологии экологически чистого и энергоэффективного транспортного комплекса

Электромобили всех типов

 

Зарядная инфраструктура

 

Аккумуляторы для электромобилей

 

Коммерческие дроны и беспилотники

 

       

Технологии «умной» транспортной инфраструктуры

Система управления парковками

 

Система управления дорожным трафиком

 

Райдшеринг

 

Автономные автомобили

 

"Умные" дороги
Каршеринг
Подключенные автомобили
Автономный рельсовый транспорт