патент
№ RU 2682589
МПК G01C19/44

ДАТЧИК КРЕНА И ТАНГАЖА

Авторы:
Короп Василий Яковлевич Горшков Денис Геннадьевич Леонов Николай Александрович
Все (18)
Номер заявки
2018123123
Дата подачи заявки
25.06.2018
Опубликовано
19.03.2019
Страна
RU
Дата приоритета
20.04.2024
Номер приоритета
Страна приоритета
Как управлять
интеллектуальной собственностью
Иллюстрации 
1
Реферат

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для определения пространственного положения объектов относительно горизонта, и может быть использовано в системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого в известный датчик крена и тангажа дополнительно введены с соответствующими связями с другими элементами источники питания, блок контроллеров, блок электроэлементов «Кросс-плата», блок электроэлементов «Модулятор», при этом в качестве гироскопа применены три датчика абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям, размещенных в едином корпусе, в качестве датчиков положения вертикали места применены три акселерометра по трем ортогональным осям с датчиками температуры, а также введены в датчик крена и тангажа цифровые каналы информационного обмена типа CAN и RS-232. Таким образом, достигается универсальность датчика крена и тангажа, имеющего повышенную надежность, высокую точность измерений и расширенные функциональные возможности, что позволяет его применять в современных и перспективных системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения

1. Датчик крена и тангажа, содержащий корпус, закрытый крышками, гироскоп, датчики положения вертикали места, отличающийся тем, что в него дополнительно введены источники питания,
блок контроллеров, выполняющий функции устройства цифровой обработки информации,
блок электроэлементов «Кросс-плата», выполняющий функцию транслирования и коммутации электрических цепей внутри датчика крена и тангажа, а также обеспечивающий дистанционное включение датчика крена и тангажа и защищающий электронные элементы датчика крена и тангажа от импульсов повышенного напряжения бортовой сети подвижного объекта,
блок электроэлементов «Модулятор», выполняющий функцию модулирования внешнего источника переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц по сигналам управления, поступающим с выходов блока контроллеров,
при этом в качестве гироскопа применены три датчика абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям, размещенных в едином корпусе,
а в качестве датчиков положения вертикали места применены три акселерометра по трем ортогональным осям с датчиками температуры,
причем чувствительные элементы трех датчиков абсолютных угловых скоростей и трех акселерометров жестко связаны через корпус датчика крена и тангажа с корпусом объекта,
кроме того, блок электроэлементов «Кросс-плата» с одной стороны электрически связан с бортовой сетью объекта +27 В, источником переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц и с входами и выходами источников питания датчика крена и тангажа,
а с другой стороны электрически связан с соответствующими входами блока контроллеров, входом блока электроэлементов «Модулятор», входом трех датчиков абсолютных угловых скоростей, входами трех акселерометров с датчиками температуры,
при этом выходы трех датчиков абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям, выходы трех акселерометров по трем ортогональным осям и выходы трех датчиков температуры электрически связаны соответственно с первым, вторым, четвертым, шестым, третьим, пятым, седьмым входами блока контроллеров, выходы которого электрически связаны с соответствующими входами блока электроэлементов «Модулятор», который, в свою очередь, с одной стороны электрически связан с источником переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц, транслируемого через блок электроэлементов «Кросс-плата», а с другой стороны через соответствующие выходы электрически связан с входами системы управления объектом, а также с входом блока контроллеров,
причем, система управления объектом связана с блоком контроллеров посредством цифрового интерфейса, например, канала типа CAN, а в блок контроллеров введен цифровой канал типа RS-232 для использования в технологических целях.
2. Датчик крена и тангажа по п. 1, отличающийся тем, что датчик абсолютных угловых скоростей конструктивно выполнен на базе твердотельных волоконно-оптических гироскопов.
3. Датчик крена и тангажа по п. 1, отличающийся тем, что датчик абсолютных угловых скоростей конструктивно выполнен на базе твердотельных волновых гироскопов.
4. Датчик крена и тангажа по п. 1, отличающийся тем, что датчик абсолютных угловых скоростей конструктивно выполнен на базе кольцевых лазерных гироскопов.

Описание

Изобретение относится к измерительной технике, а именно, к устройствам для определения пространственного положения объектов относительно горизонта и может быть использовано в системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах. Выходные сигналы пропорциональные углам продольного и поперечного наклонов подвижного объекта формируются как в цифровом, так и в аналоговом виде.

В литературе подробно описаны гировертикали или авиагоризонты, используемые, например, для определения углов крена и дифферента корабля или углов крена или тангажа самолета (См., например, книгу Г.О. Фридлиндера и М.С. Козлова. Авиационные гироскопические приборы, стр. 39-48).

Указанные гировертикали не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к объектам наземной техники вследствие специфики механических воздействий, угловых колебаний и т.д. и не могут быть в них использованы.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является гироскопический датчик крена (патент RU 2264597 С2, кл. G01C 19/44), являющийся прототипом предлагаемого изобретения, разрабатываемый для наземных самоходных объектов и серийно изготавливаемый на ОАО «Ковровский электромеханический завод». Датчик - прототип представляет собой трехстепенной астатический гироскоп с вертикальным расположением оси кинетического момента и устройством горизонтальной коррекции, содержащий гиромотор в кардановом подвесе, жидкостные маятниковые датчики типа ДЖМ-9Б, коррекционные двигатели, гасящие регулировочные резисторы, программируемые таймеры, исполнительные реле.

Жидкостные маятниковые датчики (далее по тексту - ДЖМ) являются чувствительными элементами отклонения оси кинетического момента Н (оси гиромотора) от вертикали места. Исполнительными элементами системы являются коррекционные двигатели, представляющие собой двухфазные двигатели переменного тока, обмотки возбуждения которых подключены параллельно фазам питания гиромотора, а обмотки управления соединены с соответствующими контактами ДЖМ.

Недостатками данного датчика крена - прототипа являются:

- большое время готовности к работе 2 мин - это связано со временем разгона гиромотора до номинальной частоты вращения для выхода оси Н в вертикаль места;

- ограниченные возможности повышения точности, присущие механическим гироскопам и связанным с необходимостью увеличения кинетического момента гиромотора, что в свою очередь приводит к увеличению габаритов прибора;

- недостаточная надежность и ресурс, за счет наличия большого количества механических соединений;

- ограниченная вибрационная и ударная устойчивость, присущая механическим гироскопам;

- ограниченные диапазоны измерения углов наклона;

- ограниченные возможности размещения датчика на объекте, из-за наличия однозначного рабочего положения, что присуще механическим гироскопам;

- ограниченные функциональные возможности датчика, из-за отсутствия цифрового выхода - информационного канала обмена с внешними устройствами.

Заявляемое изобретение обеспечивает создание универсального датчика крена и тангажа (далее по тексту - ДКТ), имеющего повышенную надежность, высокую точность измерений и расширенные функциональные возможности, что позволяет его применять в современных и перспективных системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах.

Техническими задачами заявляемого изобретения являются:

- уменьшение времени готовности ДКТ к работе;

- повышение надежности конструкции ДКТ;

- уменьшение энергопотребления ДКТ;

- повышение инвариантности конструкции ДКТ к внешним ускорениям, устойчивости к воздействию ударов одиночного действия;

- исключение из конструкции ДКТ электромеханической схемы горизонтальной коррекции;

- увеличение точности определения ДКТ углов крена и тангажа;

- обеспечение диагностирования технического состояния ДКТ с передачей информации на внешние устройства;

- обеспечение включения ДКТ по логическому сигналу от системы управления объектом (далее по тексту - СУО) и отключения после снятия сигнала;

- обеспечение обработки ДКТ измеренных углов наклона с учетом коррекции крутизны и сигналов нуля;

- обеспечение выдачи ДКТ значений углов наклона в аналоговом виде для обеспечения сопряжения с аналоговыми системами;

- обеспечение выдачи ДКТ цифрового значения углов наклона по цифровому каналу информационного обмена;

- обеспечение возможности установки ДКТ в объекте применения в любом рабочем положении, с обеспечением настройки нулевого положения.

Поставленная техническая задача решается за счет того, что в известный датчик крена и тангажа (ДКТ), содержащий корпус, закрытый крышками, гироскоп, датчики положения вертикали места, согласно изобретению, дополнительно введены:

- источники питания (ИП);

- блок контроллеров (БК), выполняющий функции устройства цифровой обработки информации;

- блок электроэлементов «Кросс-плата» (БЭЭ «Кросс-плата»), выполняющий функцию транслирование и коммутация электрических цепей внутри ДКТ, а также обеспечивающий дистанционное включение ДКТ и защищающий электронные элементы ДКТ от импульсов повышенного напряжения бортовой сети подвижного объекта;

- блок электроэлементов «Модулятор» (БЭЭ «Модулятор»), выполняющий функцию модулирования внешнего источника переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц по сигналам управления, поступающим с выходов БК,

при этом в качестве гироскопа применены три датчика абсолютных угловых скоростей (ДУС-Х, Y, Z) по трем ортогональным осям, размещенных в едином корпусе, а в качестве датчиков положения вертикали места применены три акселерометра по трем ортогональным осям (АК-Х, AK-Y, AK-Z) с датчиками температуры (ДТ),

причем чувствительные элементы трех датчиков абсолютных угловых скоростей (ДУС-Х, Y, Z) и трех акселерометров (АК-Х, AK-Y, AK-Z) жестко связаны через корпус датчика крена и тангажа (ДКТ) с корпусом объекта;

БЭЭ «Кросс-плата», с одной стороны, электрически связан с бортовой сетью объекта +27 В, источником переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц и с входами и выходами источников питания (ИП) ДКТ,

а с другой стороны, электрически связан с соответствующими входами блока контроллеров (БК), входом БЭЭ «Модулятор», входом трех датчиков абсолютных угловых скоростей (ДУС-X, Y, Z), входами трех акселерометров (АК-Х, AK-Y, AK-Z) с датчиками температуры (ДТ),

при этом выходы трех датчиков абсолютных угловых скоростей (ДУС-Х, Y, Z) по трем ортогональным осям, выходы трех акселерометров (AK-X, AK-Y, AK-Z) по трем ортогональным осям и выходы трех датчиков температуры (ДТ) электрически связаны соответственно с первым, вторым, четвертым, шестым, третьим, пятым, седьмым входами БК, который электрически связан с входами пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать БЭЭ «Модулятор», который, в свою очередь, с одной стороны, электрически связан с источником переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц, транслируемого через БЭЭ «Кросс-плата», а с другой стороны, выходы БЭЭ «Модулятор» один, два, три, четыре связаны с соответствующими входами системы управления объектом, а выход тринадцать БЭЭ «Модулятор» соединен с входом шестнадцать блока контроллеров (БК),

причем, система управления объектом связана с блоком контроллеров (БК) посредством цифрового интерфейса, например канала типа CAN, а в блок контроллеров введен цифровой канал типа RS-232 для использования в технологических целях.

Кроме того, датчики абсолютных угловых скоростей конструктивно могут быть выполнены на базе твердотельных волоконно-оптических гироскопов, на базе твердотельных волновых гироскопов или на базе кольцевых лазерных гироскопов,

Существенными отличительными признаками заявляемого ДКТ являются:

- применение в качестве гироскопа трех датчиков абсолютной угловой скорости (ДУС-Х, Y, Z) по трем ортогональным осям, размещенных в едином корпусе.

- применение в качестве датчиков положения вертикали места трех акселерометров по трем ортогональным осям (АК-Х, AK-Y, AK-Z) с датчиками температуры (далее по тексту - ДТ);

- дополнительное применение источников питания (далее по тексту - ИП), блока контроллеров (далее по тексту - БК), блока электроэлементов (БЭЭ «Кросс-плата»), блока электроэлементов (БЭЭ «Модулятор»)

- функциональные связи введенных элементов в части жесткого крепления чувствительных элементов, а именно трех датчиков абсолютных угловых скоростей (ДУС-Х, Y, Z) и трех акселерометров (АК-Х, AK-Y, АК-Z) внутри корпуса ДКТ, установленного на объекте, и введение соединений вновь введенных блоков по вышеприведенному описанию;

- введение между БК и СУО цифрового канала информационного обмена типа CAN;

- введение в БК цифрового канала типа RS-232 для использования в технологических целях, например, в качестве технологического интерфейса, позволяющего производить его настройку и программирование от внешнего устройства.

Сравнение заявляемого решения с другими техническими решениями показывает, что вновь вводимые элементы достаточно хорошо известны в технике, но их введение в указанной связи в ДКТ позволяет получить следующие результаты:

- уменьшить время готовности ДКТ к работе (времени начального запуска) до 2 с., за счет исключения гиромотора и применения инерциальных датчиков угловых скоростей и ускорений (а именно - трех датчиков-абсолютных угловых скоростей (ДУС-Х, Y, Z) и трех акселерометров (АК-X, AK-Y, AK-Z));

- упростить и, как следствие, повысить надежность конструкции устройства, за счет исключения большого количества механических соединений;

- уменьшить энергопотребление с 75 Вт до 40 Вт, за счет исключения гиромотора и коррекционных двигателей;

- повысить инвариантность конструкции ДКТ к внешним ускорениям, устойчивости к воздействию ударов одиночного действия, за счет применения инерциальных датчиков угловых скоростей и ускорений;

- исключить электромеханическую схему горизонтальной коррекции с жидкостными маятниковыми датчиками, за счет применения инерциальных датчиков угловых скоростей и ускорений;

- увеличить точность определения углов крена и тангажа, за счет применения инерциальных датчиков угловых скоростей и ускорений с использованием цифровых адаптивных алгоритмов их обработки;

- обеспечить непрерывное диагностирование технического состояния ДКТ и передачи в СУО признака технического состояния, за счет цифрового алгоритма диагностики, реализованного программно в БК;

- обеспечить включение и выключение ДКТ по логическому сигналу от СУО, за счет введения в состав ДКТ БЭЭ «Кросс-плата», на котором реализована требуемая схема включения;

- обеспечить обработку измеренных углов наклона в части коррекции крутизны и сигналов нуля, за счет формирования алгоритма, реализованного программно в БК;

- обеспечить выдачу сигналов вычисленных значений углов наклона, модулированных внешним источником переменного синусоидального напряжения, на аналоговые выходы, за счет введения в состав ДКТ БЭЭ «Модулятор»;

- обеспечить выдачу вычисленного цифрового значения углов наклона по цифровому каналу информационного обмена, за счет введения в состав ДКТ БК, в котором реализован цифровой алгоритма ориентации в пространстве;

- обеспечить возможность установки ДКТ в объекте применения в любом рабочем положении и последующей настройки нулевого положения ДКТ без ухудшения его технических характеристик (требований точности), за счет применения в ДКТ инерциальных датчиков угловых скоростей и ускорений, позволяющих БК математически рассчитать параметры ориентации в пространстве.

В результате предлагаемый ДКТ представляет собой компактное законченное устройство, с выхода которого снимаются уже готовые измерительные данные в форме, удобной и для расчетов, и для визуализации, и для использования в системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах. Устройство отличается готовностью подключения к автоматизированным системам сбора данных и управления без необходимости использования дополнительных преобразующих устройств.

Все элементы ДКТ не только компактно размещены в едином корпусе, но и жестко закреплены в нем: крышки зафиксированы относительно корпуса, а платы с элементами электронной схемы жестко закреплены в крышках. Благодаря отсутствию подвижных частей, конструкция датчика обладает повышенной устойчивостью по отношению к любым нагрузкам, в том числе вибрационным и ударным, что обеспечивает надежность работы датчика при любых условиях эксплуатации.

Блок контроллеров обеспечивает передачу измерительной информации в систему управления объектом, либо к головному вычислительному устройству прибора, куда заявляемый ДКТ может входить как составная часть.

Проведенный анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявляемого технического решения, позволил установить, что не обнаружено аналогов, характеризующихся признаками, тождественными всем существенным признакам заявляемого гироскопического датчика крена и тангажа для подвижных объектов. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой системы критерию «новизна».

Сравнение заявляемого универсального датчика крена для подвижных объектов с другими техническими решениями показывает, что отдельные отличительные признаки в технике широко известны. Так, известно применение триады ДУС и акселерометров в бесплатформенных инерциальных системах, в которых плоскость горизонта реализована математически, с использованием блоком контроллеров (БК) абсолютных данных от вышеуказанных датчиков угловых скоростей и ускорений и обработкой их по специальному алгоритму ориентации. Известно применение волоконно-оптических гироскопов, выполненных в одном корпусе. Однако не обнаружено применение указанных признаков в данной взаимосвязи с другими признаками для достижения вышеуказанного технического результата, следовательно, заявляемый универсальный датчик крена для подвижных объектов соответствует критерию «изобретательский уровень».

На фигуре приведена заявляемая структурная схема датчика крена и тангажа.

Сокращения, принятые в тексте и на фигуре:

АК-Х - акселерометр по оси X;

AK-Y - акселерометр по оси Y;

AK-Z - акселерометр по оси Z;

БЭЭ - блок электроэлементов;

БК - блок контроллеров;

ДЖМ - жидкостные маятниковые датчики;

ДКТ - датчик крена и тангажа;

ДУС-Х, Y, Z - три отдельных датчика абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям;

ДТ - датчик температуры;

ИП - источник-питания;

СУО - система управления объектом;

nx, ny, nz - проекции вектора кажущегося ускорения шасси подвижного объекта на оси связанной с объектом системы координат;

t - значения температуры, формируемые датчиками температуры (ДТ);

ωх, ωy, ωz - проекции вектора абсолютной угловой скорости шасси подвижного объекта на оси связанной с объектом системы координат;

+27 В - постоянное напряжение бортовой сети подвижного объекта;

36 В 400 Гц - переменное синусоидальное напряжение.

ДКТ 1 содержит БЭЭ «Кросс-плата» 2 в состав, которого входит схема включения 3 и схема защиты от импульсного напряжения 4. При этом БЭЭ «Кросс-плата» 2, с одной стороны, электрически связан через схему защиты от импульсного напряжения 4 с бортовой сетью объекта «+27 В», источником переменного синусоидального напряжения «36 В 400 Гц» и с входами и выходами ИП 5, 6, 7, с другой стороны, с соответствующими входами БК 8, входом БЭЭ «Модулятор» 9, входом трех датчиков абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям (ДУС-Х, Y, Z) 10, размещенных в едином корпусе, входами трех акселерометров по трем ортогональным осям (X, Y, Z) 11, 12, 13 с ДТ 14, 15, 16.

Вход один БК 8 соединен с выходом трех датчиков абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям (ДУС-Х, Y, Z) 10, а входы два, три, четыре, пять, шесть, семь БК 8 соединены с выходами трех акселерометров по трем ортогональным осям (X, Y, Z) 11, 12, 13 с ДТ 14, 15, 16 соответственно. Выходы восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать БК 8 соединены с соответствующими входами пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать БЭЭ «Модулятор» 9, который, в свою очередь, с одной стороны, электрически связан с источником переменного синусоидального напряжения 36 В 400 Гц, транслируемого через БЭЭ «Кросс-плата» 2, а с другой стороны, выходы один, два, три, четыре БЭЭ «Модулятор» 9 связаны с соответствующими входами СУО 17, а выход тринадцать БЭЭ «Модулятор» 9 соединен с входом шестнадцать БК 8, при этом СУО 17 связана с БК 8 посредством цифрового интерфейса, например канала типа CAN, а БК 8 имеет технологический интерфейс 18 типа RS-232, обеспечивающий его настройку и программирование от внешнего устройства.

Описание основных принципов работы ДКТ.

Включение ДКТ 1 происходит при подаче команды +27 В «Вкл ДКТ» на схему включения 3, расположенную в БЭЭ «Кросс-плата» 2, схема включения, в свою очередь, подает напряжение питания +27 В на входы источников питания (ИП) 5, 6, 7 через схему защиты от импульсного напряжения 4 бортовой сети подвижного объекта. На выходе «Статус» схемы включения 3 БЭЭ «Кросс-плата» 2 в систему управления объектом СУО 17 формируется информация об одном из трех состояний ДКТ («не подано напряжение питания», «нет команды на включение ДКТ», «ДКТ включен»).

Источники питания ДКТ 5, 6, 7 используются для формирования вторичных напряжений, транслируемых через БЭЭ «Кросс-плата» 2 и необходимых для питания:

- трех датчиков абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям (ДУС-Х, Y, Z) 10;

- трех акселерометров по трем ортогональным осям (X, Y, Z) 11, 12, 13 с датчиками температуры 14, 15, 16;

- БЭЭ «Модулятор» 9;

- блока контроллеров (БК) 8.

В корпусе датчика крена и тангажа (ДКТ) 1 жестко установлены три датчика абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям (ДУС-Х, Y, Z) 10 и три акселерометра по трем ортогональным осям (X, Y, Z) 11, 12, 13 с датчиками температуры (ДТ) 14, 15, 16. Оси чувствительности датчиков угловых скоростей и акселерометров ориентированы вдоль осей прямоугольной приборной системы координат ОХ, ОУ, OZ, связанной с корпусом датчика крена и тангажа (ДКТ) 1. Приборная система координат ОХ, ОУ, OZ совмещается с прямоугольной системой координат Ox, Оу, Oz, связанной с подвижным объектом при юстировке ДКТ 1 в составе объекта.

Реагируя на угловые скорости вращения и ускорения шасси подвижного объекта, представляющие собой проекции вектора абсолютной угловой скорости вращения и вектора кажущегося ускорения объекта на оси Ох, Оу, Oz, три датчика абсолютных угловых скоростей по трем ортогональным осям (ДУС-Х, Y, Z) 10 и три акселерометра по трем ортогональным осям (X, Y, Z) 11, 12, 13 формируют на входах блока контроллеров (БК) 8 датчика крена и тангажа (ДКТ) 1 информацию, необходимую для определения по заданному в нем алгоритму углов ориентации шасси подвижного объекта, а именно:

- информацию по абсолютным угловым скоростям (ωх, ωy, ωz) шасси подвижного объекта на оси, связанной с объектом системы координат, образуя, тем самым, ортогональную систему измерений абсолютных угловых скоростей шасси;

- информацию по абсолютным кажущимся ускорениям (nx, ny, nz) шасси подвижного объекта на оси, связанной с объектом системы координат, образуя, тем самым, ортогональную систему измерений кажущегося линейного ускорения шасси по двум горизонтальным и вертикальному каналу (X,Y,Z);

- информацию о текущем значении температуры (t) датчика крена и тангажа (ДКТ) 1, формируемую датчиками температуры (ДТ) 14, 15, 16, расположенными внутри акселерометров (АК-Х) 11, (АК-У) 12, (AK-Z) 13, которая используется для алгоритмической компенсации блоком контроллеров (БК) 8 температурных погрешностей трех датчиков абсолютных угловых скоростей (ДУС) 10 и трех акселерометров (АК-Х) 11, (АК-У) 12, (AK-Z) 13.

Алгоритм ориентации, реализованный в программе, записанной в блок контроллеров (БК) 8 датчика крена и тангажа (ДКТ) 1, построен на решении кинематических уравнений, записанных относительно искомых параметров ориентации. В качестве параметров ориентации использованы кватернионы, которые в результате пересчитываются блоком контроллеров (БК) 8 в традиционные углы тангажа и крена.

Предлагаемый ДКТ по структуре построения относится к классу бесплатформенных инерциальных систем, в которых плоскость горизонта реализована математически, с использованием блоком контроллеров (БК) 8 абсолютных данных от вышеуказанных датчиков угловых скоростей и ускорений и обработкой их по специальному алгоритму ориентации. Выходом ДКТ являются углы крена и тангажа подвижного объекта (См. книгу Бранец В.Н., Шмыглевский И.П. Введение в теорию бесплатформенных инерциальных навигационных систем. М.: Наука, 1992. 280 с.).

Взаимодействие и передача полученной в ходе вычислений информации между блоком контроллеров (БК) 8 датчика крена и тангажа (ДКТ) 1 и СУО 17 осуществляется через цифровой канал информационного обмена типа CAN и в аналоговом виде (выходы 1, 2, 3, 4 БЭЭ «Модулятор» 9).

БЭЭ «Модулятор» 9 работает следующим образом:

Выходы 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 блока контроллеров (БК) 8 управляют через входы 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 БЭЭ «Модулятор» 9 работой восьми логических ключей (по два на каждый канал, для смены фазы выходного напряжения). Вход первого ключа из пары соединен с выходом инвертирующего операционного усилителя, а вход второго ключа соединен с выходом операционного усилителя выполняющего роль повторителя напряжения. Операционные усилители в свою очередь соединены с выходом-трансформатора, на вход которого подается переменное напряжение 36 В 400 Гц. Выходы первого и второго ключей из пары заведены на сумматор, выход которого соединен с интегратором. Выходной сигнал интегратора усиливается и через развязывающий трансформатор подается на соответствующий выход 1, 2, 3, 4 БЭЭ «Модулятор» 9.

Т.е. блок контроллеров (БК) 8, в соответствии с заложенным в него алгоритмом, осуществляет широтно-импульсное модулирование внешнего источника переменного напряжения 36 В 400 Гц, подаваемого в БЭЭ «Модулятор» 9, и формирует аналоговые значения углов наклона подвижного объекта на выходах 1 (крен cos), 3 (крен sin), 2 (тангаж cos), 4 (тангаж sin) БЭЭ «Модулятор» 9.

Выход 13 БЭЭ «Модулятор» 9 соединен с входом 16 блока контроллеров (БК) 8 для контроля наличия переменного напряжения, подаваемого в БЭЭ «Модулятор» 9.

В блок контроллеров (БК) 8 введен цифровой канал типа RS-232 для использования в технологических целях, например, в качестве технологического интерфейса 18, позволяющего производить его настройку и программирование от внешнего устройства.

Таким образом, поставленные в заявке технические задачи достигнуты.

Предлагаемый изобретением универсальный датчик крена и тангажа представляет собой компактное законченное устройство, с выхода которого снимаются уже готовые измерительные данные в форме, удобной и для расчетов, и для визуализации, и для использования в системах стабилизации, наведения и управления, работающих на различных подвижных объектах. Устройство отличается готовностью подключения, к автоматизированным системам сбора данных без необходимости использования дополнительных преобразующих устройств и обеспечивает повышенную надежность и высокую точность измерений для современных и перспективных систем управления объектами.

Таким образом, изобретение позволяет, за счет организации новой структуры построения ДКТ, значительно расширить совместно с системой управления подвижным объектом возможности применения подвижного объекта, поднять его надежность, живучесть, улучшить его технические и эксплутационные характеристики.

Как компенсировать расходы
на инновационную разработку
Похожие патенты